Радищев, испытавший сильное влияние философии
Просвещения, сделал из нее крайние и бескомпромиссные выводы. В его время почти все образованные люди
читали произведения французских философов. Почему
же именно Радищев отважился отрицать самодержавие
и защищать свободу человека?
Очевидно, именно потому, что писатель обладал особенно ранимой, особенно возбудимой совестью. Его нравственные идеалы и культура чувств были столь высоки,
что он воспринимал насилие, нарушение свободы как
личную свою беду и переживал как незаслуженно нанесенную ему личную обиду, испытывая нестерпимо острую боль.
В этом духе он и начинает главное свое сочинение —
«Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), подчеркивая,
насколько лично, как человек, потрясен увиденным вокруг: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры во
внутренность мою и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы... Я ощутил
в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению;
и — веселие неизреченное! Я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных» .
Это стремление к сочувствию, состраданию сделало
Радищева философом, гражданином и писателем. Оно
определило и жанр сочинения — «путешествие», широко распространенный в сентиментализме. «Путешественник» может естественно обозреть все места, которые
встречаются ему на пути, и от первого лица эмоционально приподнято рассказать о том, что он увидел и что поразило его воображение. Однако чувствительность Радищева по сравнению с сентименталистами и их вождем
Карамзиным носила резко радикальный и социально
конкретный характер.
Все главы книги — от «Софии» до «Спасской полести» — пронизаны одной идеей: в России закон спит и
царит беззаконие. Это беззаконие противоречит всем
«естественным законам», от природы данным человеку.
Закон в стране не соблюдает никто — ни ямщики и
мелкие чиновники, ни наместники и сановники. У русского человека нет «личной сохранности», «личной
вольности», «собственности». Может быть, иначе обстояло бы дело при просвещенном государе? В главе «Спасская полесть» нарисована картина (вторая часть «сна»),
в которой беззаконие не исчезает. Но, может быть, помогут частные меры и реформы или стихийные бунты
крестьян? Радищев и на этот вопрос отвечает отрицательно. Он приходит к выводу, что все дело в монархии, в самом принципе единодержавного правления, а
избавление от самодержавия относит к отдаленному будущему.
Пока существует самодержавие, всегда есть угроза,
что оно непременно станет деспотией или тиранией. Екатерина II мыслила себя просвещенной императрицей, но
каково при ней живется крепостному крестьянству и
другому простому люду («Любани»)? Под «страданиями
человечества» Радищев понимал участь крепостного
крестьянства. Он был убежденным противником «рабства в России». Многие главы «Путешествия...» («Хотилов», «Зайцево», «Едрово», «Любани») проникнуты, с
одной стороны, сочувствием к крестьянам, с другой —
беспощадной критикой екатерининского царствования, в
котором «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», одна треть представляет собой «зверей алчных, пиявиц ненасытных».
Ужасающие и вопиющие картины произвола и беззакония, нарисованные Радищевым, должны были воздействовать на «естественные» чувства дворян и пробудить
в них сострадание к обездоленным. Радищев надеялся,
что социальный инстинкт внушит дворянам мысль о неизбежном возмездии со стороны народа. Поэтому писатель призывал дворян отказаться от сословных привилегий, употребить все свое влияние на восстановление
«природного всех равенства». Именно этими качествами —
повышенной эмоциональностью в обрисовке русской
жизни и горячим желанием ее изменить — объясняется
высокий дидактико-патетический стиль, свойственный
« Путешествию...».
Объявление о продаже крепостных в газете
«Московские ведомости». 1797 г.
Дворяне игнорировали «уроки» Пугачева и Радищева. Им были непонятны мысли писателя-философа, побуждавшие к интеллектуальному напряжению. Радищев
не изменил своим убеждениям, и его писательское перо
все более крепло. Один из его лирических шедевров «Ты
хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?..» (1791), согретый глубоким личным чувством, лишен и учительной
интонации, и проповеднического тона, и архаической
лексики.
Не менее глубокой была элегия «Осьмнадцатое столетие» (1801—1802), в которой Радищев подводил трагический итог прошедшему блестящему веку Просвещения, сыном которого он был. Пушкин назвал эту элегию
лучшим поэтическим произведением Радищева и восхищался «стихами, столь замечательными под его пером».
«Вослед Радищеву» он славил свободу в оде «Вольность», поспорил с ним в «Путешествии из Москвы в Петербург». Мысли Радищева волновали Пушкина в течение его жизни, и это лучшее доказательство того, что
критический писательский пафос писателя-сентименталиста1 с течением времени не угас. Слово Радищева о
свободе и «естественных правах» человека, о сочувствии
ближним и соучастии к людям никогда не умрет, потому что оно входит в состав непреходящих нравственных
ценностей всего человечества.
Вопросы и задания
Где учился А. Н. Радищев? Какими науками и чьими сочинениями увлекался он в Лейпциге?
За что писатель был сослан в Илимский острог? Где служил писатель до и после ссылки? В чем состояла его неуступчивость в Комиссии составления законов?
В какой оде Радищева прозвучала идея возмездия тиранам?
Какими словами писатель выразил удивление и потрясение
человека и гражданина увиденным во время путешествия
(«Путешествие из Петербурга в Москву»)?
Какими произведениями Радищева восхищался Пушкин и
что ценил в них?
Познакомьтесь с текстом «Путешествия из Петербурга
в Москву», проанализируйте одну из глав (на выбор) или
подготовьте к инсценированному чтению один из диалогов.
Что в диалоге с крестьянином («Любани») поразило автора «Путешествия...» и какие мысли вызвало впоследствии?
О чем говорят слова крестьянина: «Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую...»?
Литературовед В. А. Западов пишет: «Все главы от «Софии» до «Спасской полести» объединяет сквозная тема закона и всеобщего беззакония. Беззаконие царит на всех
ступенях общества; вопреки законам поступают все — от
ямщика и мелкого чиновника до наместника и ближайших
помощников государя». Найдите примеры этому в «Путешествии...».
Какие произведения XVIII века Вы назвали бы великими
и таланту какого писателя этого века можно «дивиться»?
1 Писатель-сентименталист главнейшей особенностью «человеческой природы» объявляет чувство. Определение сентиментализма см. во второй части учебника в «Кратком словаре литературоведческих терминов».