Н. М. Карамзин - крупнейший русский писатель-сентименталист
Н. М. Карамзин был крупнейшим русским писателем-сентименталистом. Его знаменитая повесть «Бедная Лиза» (1792) положила начало русской
прозе. В этой повести Карамзин ничего не пишет ни об
императорах, императрицах, ни об империи, ни о просвещенном Разуме, ни о разумном устройстве мира или государства. Его героями становятся простые люди: крестьянка Лиза, дворянин Эраст, мать Лизы и повествователь, который не равен автору — Карамзину. События,
развернувшиеся в повести, просты и драматичны.
Карамзин написал печальную, но совсем не безнадежную повесть. Его моральные ценности восходят к таким
человеческим и Божеским истинам, которые с точки зрения сентиментализма перекрывают земные. Одна из
этих несомненных ценностей — чувствительность, дар
природы и Бога. Без чувствительности и слез нет души,
без души нет человека. Прелесть героев в том, что они,
пусть на время, были чувствительны, в том, что их души цвели. Наконец, чувствительность ожила в них
в предсмертные часы: Лиза вспомнила о матери, Эраст
раскаялся. Рассказчик надеется, что проявленная ими
чувствительность не забудется и они будут прощены.
А если прощены, то и встретятся: «Теперь, может быть,
они уже примирились!» Идиллия, которой не место
в земном мире, все-таки существует на небесах. Тут заключено глубокое противоречие между природной, естественной и приобретенной, искусственной сторонами души,
между чувствительной натурой и недостаточно чувствительным, грубым ее окружением. На земле чувствительность часто становится причиной счастливых минут
и одновременно причиной несчастий и трагедий. Это
происходит потому, что она хрупка, слаба, что люди не
развивают ее и остаются недостаточно чувствительными.
Но непросвещенность чувств не отменяет их ценности.
Истории, подобные рассказанной в повести «Бедная Лиза», воспитывают сердце, просвещают его чувствительными картинами, дают утонченное наслаждение сострадать родной душе, радоваться за свою бескорыстную
способность быть человеком. «Ах! — восклицал рассказчик.— Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби».
Уже на примере «Писем русского путешественника»
и повести «Бедная Лиза» можно увидеть, что Карамзин
обратился к жанрам, которые были в классицизме на
втором и даже на третьем плане: «путешествие», «полусправедливая повесть». То же можно сказать и о лирических и лиро-эпических жанрах. У Карамзина на первом плане оказались элегии, послания, баллады. Иным
был и герой повестей: обыкновенный частный человек,
а не самодержцы, полководцы, вельможи и сановники.
Но в этих произведениях поднимались очень важные вопросы о природе человеческого чувства, о моральном равенстве людей. Эта литература изменяла критерии ценности человека, которые зависели не от власти, не от
богатства, не от сословной принадлежности, а от способности сочувствовать, сопереживать другим людям,
от сердечной чувствительности и душевной тонкости.
Признаком самой литературы стало изящество слога, достигаемое с помощью художественного вкуса и проверяемое им. Всем этим литература приближалась к жизни,
но при этом жизнь заметно облагораживалась. Карамзин
мечтал о том, чтобы каждый человек (крестьянин или
светская дама) умел хорошо говорить и писать по-русски, мог усвоить европейскую культуру в быту и в повседневном поведении, чтобы культурные навыки превратились в привычки и стали уделом всех.
После прекращения выпуска «Московского журнала»
Карамзин уехал в село Знаменское и временами приезжал в Москву. В эти годы (1794—1795) он издал два тома альманаха « Аглая » , две части повестей под названием «Мои безделки», несколько переводов с французского и повести «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»,
«Афинская жизнь». В этих произведениях писатель
ослабляет сюжетность, окутывает действие атмосферой
таинственности, приближает язык прозы к языку лирики.
В лирике происходит обратный процесс: лирика приближается к изящной прозе, в ней ценится простота выражения, слога.
Смерть Екатерины II и воцарение Павла I (1796) вселяют в Карамзина надежды на ограничение деспотизма,
смягчение цензуры, содействие просвещению. Однако
писатель ошибся: ни внешняя, ни внутренняя политика
России его не удовлетворила. В эти годы (1796—1801)
Карамзин выпустил три книжки альманаха «Аониды»,
повесть «Юлия» и другие сочинения. Для того чтобы
приблизить Россию к Европе, Карамзин издал «Пантеон
иностранной словесности», ставший большим культурным событием в павловское время. Важным итогом творчества была реформа Карамзина в области литературного языка.
Личная судьба Карамзина к этому времени сложилась
не совсем удачно: он был одинок, потому что его друзья
не были рядом. Женитьба на Е. И. Протасовой не принесла успокоения: через год жена Карамзина скончалась
и на его руках осталась дочь София. Многочисленные
враги писали на Карамзина доносы.
Смерть Павла I и вступление на русский престол
Александра I снова всколыхнули оптимистические чувства Карамзина, и он вернулся к активной литературной
деятельности, снова издавая «Московский журнал»,
«Мои безделки», предпринял издание «Пантеон российских авторов, или Собрание их портретов с замечаниями», выпустил собрание своих сочинений в восьми томах. Главным делом Карамзина в эти годы (1801 —1803)
стал выход журнала «Вестник Европы». В нем печатались переводные сочинения, но Карамзин сумел так отобрать их и внести в них такие изменения, что они в совокупности выражали продуманную программу самого
издателя.
В журнале Карамзин проявил себя политическим
мыслителем и писателем. С точки зрения Карамзина,
эгоизм — следствие дурной природы непросвещенного
человека. Цель власти состоит в том, чтобы охранить от
такого человека общество и не допустить зла.
Из литературных произведений в эти годы были
опубликованы повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода», «Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь», «Чувствительный и холодный. Два характера».