Современники назвали Жуковского «балладником»
и с его балладами связывали начало романтизма в России. Баллады1 писались и до Жуковского, но он придал
балладе окончательную завершенность, содержательную
совокупность признаков, которые выделили русскую
балладу из других жанров.
Жанр баллады не имеет соответствия в русском фольклоре. Он возник на Западе (в Германии, в Англии).
В русском фольклоре к балладе ближе всего историческая песня, но в ней нет фантастики. Баллада без фантастики, таинственности, загадочности, легенды, предания, без исключительного, из ряда вон выходящего события невозможна. В балладе что-то непонятное, пугающее, страшное, чаще всего чудесное, должно обязательно произойти.
Всадник, явившийся к Людмиле под видом жениха,
увлекает ее, и она едет с ним в его жилище. По дороге
он прозрачно намекает Людмиле, что дом ее жениха —
гроб. Людмила, несмотря на явные намеки всадника,
прикинувшегося женихом, и предупреждения нечистых
сил, все-таки спешила за мертвецом и сама влеклась
к гибели.
Сюжет баллады строится так, что рациональная логика поведения героини исчезает, а верх берет логика
чувства. Баллада выбирает такие сюжеты, в которых
можно было передать сложность внутреннего мира героев, неподвластных логике реальности, выходящих за
грани предуказанного и очевидного поведения. Балладная ситуация смещает реальность и дает почувствовать
не только противоречивость личного чувства, но и противоречивость всего бытия. Людмила потеряла надежду
на милость Бога и была наказана роковой встречей
с ночным гостем, который внезапно обернулся мертвецом. Естественная ее радость вдруг сменилась испугом
и страхом, которых она раньше даже не чувствовала.
Всюду в балладах ощутимо присутствие судьбы и непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил.
В финале, когда Людмилой овладевает испуг и путь
к спасению для героини отрезан, Жуковский в отличие
от немецких и английских романтиков не хочет, чтобы
страх безраздельно овладел душами читателей. Он смягчает ситуацию. Гибель и спасение одинаково возможны,
и последнюю, окончательную точку ставит приговор
Божьего суда.
Жуковский не желает доводить конфликт до трагического предела. Трагический конец, скорее, свидетельствует о том, что может произойти с героиней, если она будет роптать на Бога, если откажется верить. Разочарование и отчаяние относятся, говорит Жуковский,
не к мироустройству вообще, а только к земному порядку, в котором все несовершенно. Иначе сказать, разочарование не абсолютно, а только относительно.
1 Баллада — это лиро-эпическое произведение с острым, напряженным, драматическим, большей частью фантастическим сюжетом, которое рассказывает о поражении или победе человека при его столкновении с судьбой.