В 1815 году Грибоедов перевел
с французского пьесу Мариво и выпустил ее под названием «Молодые супруги». Она была поставлена в Малом
театре и стала литературным и сценическим дебютом
драматурга. С тех пор основные интересы сочинителя сосредоточились на драматургии, хотя он выступал и с лирическими стихами, и в качестве критика. Он отстаивал
национальную самобытность литературы, жизненное
правдоподобие, ратовал за освобождение словесности от
иноземных влияний и призывал обратиться к народной
героике и простому языку.
В 1816 году Грибоедов вышел в отставку с военной
службы и на следующий год (1817) занял место губернского секретаря в Коллегии иностранных дел (там служили также А. С. Пушкин и В. К. Кюхельбекер). В Петербурге завел писательские и театральные знакомства.
Здесь, в содружестве с друзьями-писателями, создаются
ранние комедии Грибоедова: прозаическая комедия
«Студент» (1817) в соавторстве с Катениным, «Своя
семья, или Замужняя невеста» (1817—1818) совместно
с А. А. Шаховским и П. И. Хмельницким, «Притворная
неверность» (1818) в содружестве с А. А. Жандром.
В кругу петербургской молодежи он упивается духом
вольнолюбия, появляется на веселых пирушках. Однажды он оказался замешанным в дуэльную историю. На поединке Грибоедов был легко ранен.
Вскоре он принял место секретаря русской дипломатической миссии в Персии и в августе 1818 г. выехал на Восток.
Сразу по прибытии в Тавриз Грибоедов вступился за
русских пленных и деятельно хлопотал об их отправке
на родину. Свой отъезд на Восток писатель рассматривал как добровольное заточение в «дипломатический монастырь». Он воспользовался им для серьезных научных
и литературных занятий. Тогда он стал склоняться
к мысли, что ключ к раскрытию характера человека лежит в его национально-историческом своеобразии.
По преданию, именно в Тавризе (по одним сведениям —
в 1818 году, по другим — в 1820 году) у него возникает
замысел комедии «Горе от ума».