После публикации в «Русской Талии» критика, уже знакомая по спискам с «Горем от ума», получила возможность широко обсудить комедию на страницах печати.
Среди многочисленных откликов следует выделить отзыв А. С. Пушкина. Пушкин, по его собственному признанию, при чтении комедии «наслаждался» и особенно
отметил меткость языка. В то же время он сделал ряд
принципиальных замечаний, касавшихся нарушения
правдоподобия характеров и немотивированности комедийной интриги. В письме к П. А. Вяземскому он писал: «...Во всей комедии ни плана, ни мысли главной,
ни истины.
Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен». В письме к А. А. Бестужеву Пушкин несколько смягчил свою оценку, но в отношении
Чацкого остался тверд: «В комедии «Горе от ума» кто
умное действующее лицо? ответ: Грибоедов». Пушкин
воспринимал «Горе от ума» в русле европейской комедии об «умнике». Он усмотрел непоследовательном
Грибоедова в том, что Чацкий замечает глупость Решетилова, а сам оказывается в таком же странном и сомнительном положении: проповедует среди тех, кто понять
его не может, и говорит тогда, когда его никто не слушает. Чем в таком случае он умнее Фамусова или Решетилова? Чацкий высказывает умные мысли. Откуда он
их взял, если он не умен? Их сообщил ему Грибоедов.
Следовательно, Чацкий — передатчик идей Грибоедова,
герой-резонер, доносящий до зрителей авторскую точку
зрения1. Как герой-резонер, Чацкий получает возможность непосредственно обращаться к зрителям. Но тогда
существенно ослабевает его связь с действующими лицами, которых он не замечает и не слышит. Получается,
что, лишившись такого взаимодействия, герой и по этой
причине попадает в комические, смешные положения.
Конечно, Пушкин хорошо понимал, что дискредитация Чацкого не входила в намерение Грибоедова, но невольно произошла потому, что Грибоедов не преодолел
до конца правил драматургии классицизма. Так называемый реализм «Горя от ума» еще очень условен, xoтя в
комедии сделан решительный шаг в реалистическом направлении, особенно в передаче нравов и характеров об-
щества, в языке и стихе. Слабость воплощения замысла
заключалась в том, что автор присутствовал в комедии,
тогда как в подлинно реалистической драматургии он не
должен обнаруживать себя. Авторская мысль обязана
вытекать из взаимодействия персонажей.
1 Чацкого связывают с Грибоедовым некоторые общие ощущения: автор «Горя от ума», так же как его герой, переживал драматический
разлад между мечтательностью и скептицизмом; он говорил о себе,
что чувствует себя гонимым человеком, которого не понимают oкружающие, что мечтает о том, «где бы найти уголок для уединения.
Вместе с тем Грибоедов сделал ощутимые попытки представить Чацкого самостоятельным лицом, а не рупором автора, наделив героя
чертами, свойственными его знакомым. Однако в целом дистанция,
разделяющая Грибоедова и Чацкого, невелика. Так, избавлением от
мечтательства и преодоление его — это душевный путь не только
Чацкого, но и создателя его образа.