Приступая к обозрению русской литературы, осиротевшей после гибели Пушкина (1799—1837), замечательный русский
критик Аполлон Григорьев в 1859 году писал: «...Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего
душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим,
с другими мирами». «Вообще же,— подводил итог своим размышлениям критик,— не только в мире художественных, но и в мире всех общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономии».
Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки и письма — все виды литературы, к которым прикасался Пушкин, несут на себе печать его гения. На все
жанры распространяются и общие «законы» пушкинского творчества. Но в каждом жанре цельная и многообразная личность Пушкина отражена своими особенными
сторонами.
Жизнь и творческий путь Пушкина начались в эпоху
национального и европейского общественного подъема:
Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были! <...>
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
Пушкин вступил на литературное поприще в ту историческую пору, когда живы были классицисты, достиг расцвета сентиментализм, молодые романтики завоевывали поклонников и реализм приносил первые
плоды. На глазах у Пушкина уходила в прошлое русская культура XVIII века и рождалась новая, облик которой, как мы теперь знаем, сложился благодаря его
гению. Юный Пушкин задорно посмеивался над классицистами-староверами, участвуя в споре о языке литературы на стороне своих друзей-карамзинистов, потешался над жеманностью и вычурностью слога сентименталистов. Но вместе с тем муза Пушкина, по словам
Белинского, «была вскормлена и воспитана творениями
предшествующих поэтов». Пушкин отдал дань уважения старой культуре и признал за ней достоинство самостоятельной ценности.
Мужание Пушкина как человека и поэта проходило
под знаком «грозы двенадцатого года», резко изменившей течение истории. Испытав в Лицее и после Лицея
влияние ранней декабристской идеологии, Пушкин в
стихотворениях тех лет выразил настроения русского
гражданского вольнолюбия. Он возложил надежду на
«закон», регулирующий права монарха и народа («Вольность»), его увлекал манящий призрак свободы ( « К Чаадаеву»), он сочувствовал «падшим» («Деревня»).
Предметом поэзии Пушкина, писал ли он об исторических или современных событиях, проникал ли в глубины национального духа или предавался раздумьям о
бытии других стран и народов, всегда была действительная жизнь. При этом характеры и конфликты, навеянные другой национальной культурой, Пушкин воспроизводил с той же достоверностью и свободой, как и образы, рожденные на родной почве. Проникаясь духом
изображаемой эпохи, поэт стремился к тому, чтобы
история и герои полно и ясно высказывали себя. Он не
навязывал персонажам своего взгляда, но наделял их
способностью думать, чувствовать, поступать и говорить
так, как это свойственно образу их мысли («Прозерпина», «Подражания Корану», «Песни западных славян»,
«Наполеон» и др.).
Жизнь в лирике Пушкина увидена «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного. Это не значит, что автор всегда писал только о прекрасных ее сто-
ронах или стремился искусственно украсить ее. Мера
прекрасного заключена для поэта в самой жизни как ее
неотъемлемое свойство. Он уверен, что в основу бытия
положен разумно организованный и прекрасный в своей
живой мощи миропорядок:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Содержание и слово пушкинской лирики несут в себе «чувства добрые», терпение, кроткую и ясную улыбку, милосердие («милость»), разумное и гармоническое
сочетание общественных и частных устремлений. В лирике 1830-х годов, когда творческие силы поэта достигли высшего расцвета, круг переживаний Пушкина
особенно разнообразен: сердечная тоска и светлое прозрение, боль одиночества и мысли о поэтическом призвании, наслаждение природой и нравственно-философ-
ские искания. Но в те же годы гениального художника и мыслителя опутывали сетью мелких интриг,
мешавших свободно дышать и творить. Во многих стихотворениях Пушкина слышатся неутихающие скорбь
и боль:
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне.
Собственная участь рисуется поэту в широкой панораме несправедливых общественных отношений, тяжких
судеб народа и любого человека вообще. Печаль пронизывает лирику Пушкина последних лет:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня...
Перед поэтом, уже стоявшим на вершине человеческой и творческой зрелости, открылись возможности широких и глубоких обобщений. В его лирике последних
лет заметно преобладали философские размышления, все
с большим постоянством звучали библейские, евангельские мотивы. Отличительной приметой пушкинского
слова стала «нагая простота» лирического высказывания
(«На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...»). Это изысканно-благородная простота, освобожденная от всего лишнего.
Мечтавший о единой национальной культуре и видевший трагическую разорванность между культурой дворянской и культурой народной, Пушкин воплотил свою
надежду на их слияние в создании единого национального литературного языка. Опираясь на разговорный
стиль образованного общества, Пушкин соединил с ним
книжную и народную речь, причем народный способ выражать мысль прямо, ясно, открыто сделал нормой национального литературного стиля.
Несмотря на усиление трагических обстоятельств,
Пушкин не поддается унынию и находит опору оптимистическому мироощущению в истории, в «лелеющей душу гуманности», по словам В. Г. Белинского, видя в ней
проявление общечеловеческого жизненного опыта:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум...
Ощущение причастности к историческим судьбам
России придает поэту огромные нравственные силы. Этически ценной и эстетически значительной он признает
гуманность как будущий господствующий принцип отношений между людьми: гармония между человеком
и природой внутри общества, в самом человеке покоится на его добрых чувствах, на способности к сердечности и милосердию («Пир Петра Первого», «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный...»). Пушкин устремляется
светлой, прозорливой мыслью в такие отдаленные времена, когда политика обретет человечность или — что
одно и то же — когда человечность станет основой политики и
...народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
Когда мы читаем «Бориса Годунова», то перед нами
как бы оживает средневековая Русь. Современники были поражены верностью тона и словесных красок в монологе Пимена. «Маленькие трагедии» переносят нас в
другие страны Европы, и каждый раз мы изумляемся
исторической зоркости художника.
Пушкину всегда свойственно доверие к жизни. В «Евгении Онегине» живая жизнь входила в роман, а роман
писался как жизнь. В «Повестях Белкина» книжные ситуации зазвучали пародийно, а затем неожиданно наполнились серьезным содержанием. Пушкинские герои
в трудных испытаниях умеют хранить честь, благородство, любовь («Капитанская дочка»).
«Божественную» гармонию, благородную простоту
и артистизм несет сама личность поэта. В заветной лире, по словам Пушкина, отлилась его «душа». В ней,
как сказал Гоголь, чувствуется прообраз прекрасного человека, который в будущем явится на Руси.
Подготовьте рассказ об А. С. Пушкине или об одном из периодов его жизни и творчества, например:
Биография А. С. Пушкина
1799—1811 — Москва. Детство поэта.
1811 —1817 — Петербург, Царское Село. Лицей.
1817 —1820 — Петербург. «Вольность», «Деревня»,
«Руслан и Людмила» и др.
1820—1824 — южная ссылка. Романтические поэмы.
« Цыганы ».
1824—1826 — Михайловское. На пути к реализму.
«К морю», «Я помню чудное мгновенье...», «Борис Годунов» и др.
1826—1830 — после ссылки, или середина жизни.
«Арион», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная
мгла...» и др.
1830—1837 — последние годы жизни:
1830 — Болдинская осень. «Бесы», «Барышня-крестьянка», «Маленькие трагедии», «Евгений Онегин» —
VIII — IX главы.
1831—1833 — Петербург. Вторая «Болдинская осень».
«Осень», «Медный всадник» и др.
Подготовить рассказ о жизни и творчестве поэта Вам помогут
книги, воспоминания, монографические издания, сборники, например: Ю. М. Лотман. Александр Сергеевич Пушкин;
Б. С. Мейлах. Жизнь Александра Пушкина; Е. А. Маймин.
Пушкин. Жизнь и творчество; Б. Бурсов. Судьба Пушкина;
Л. П. Гроссман. Пушкин (серия «Жизнь замечательных людей» — ЖЗЛ); Ю.Тынянов. Пушкин; А.С.Пушкин в воспоминаниях современников (в 2 т.); А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь/ Под ред. В. И. Коровина, и др.