Пушкин считал любовь
одним из самых глубоких чувств человека, влияющих
на всю его жизнь. В поздних стихотворениях Пушкин
пишет об этом чувстве сдержанно, но тем самым оно
предстает значительнее и богаче.
Среди треволнений и забот Пушкин в жизни оставался исключительно радушен, порою весел и даже беспечен, любил бывать в Петербурге в кругу старых друзей,
особенно у добрейшего Дельвига, с радостью появлялся
в московских и петербургских гостиных. Но светское общество начало надоедать ему, он подумывал о деревне
или о путешествии.
На одном из обычных московских балов в декабре
1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу,
которую только начали вывозить в свет.
Пушкин был очарован ее красотой. В апреле 1829 года поэт просит руки Наталии Николаевны Гончаровой.
Ему не отказывают, но и не дают согласия.
Огорченный, Пушкин отправился в давно задуманное, но не разрешенное ему правительством путешествие. Он ехал на Кавказ, где шла война с Турцией.
Путь лежал в ставку генерала Паскевича, командующего русской армией. Вместе с русскими войсками поэт
вошел в Арзрум. На юге он написал целый ряд произведений («Путешествие в Арзрум», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Кавказ», «Обвал», «Делибаш»).
По возвращении в Россию Пушкина ждали новые
неприятности: за самовольную поездку он получил выговор от Бенкендорфа, в журналах бранили его поэму
«Полтава». Пушкин ответил несколькими эпиграммами
и заметками. Однако полемику нужно было вести более
широко. Поэт давно задумывался о собственном печатном органе. Теперь мечта стала близкой. В Петербурге
он нашел немногих старых друзей: лицеистов и «арзамасцев». Благодаря Пушкину несколько литераторов —
Жуковский, Дельвиг, Вяземский, Баратынский, Плетнев, Гнедич — объединились с целью основать «Литературную газету», которая вышла в 1830 году. В 1831 году она прекратила свое существование, оставив, однако, заметный след в истории русской журналистики: в
ней поощрялись реалистические тенденции в литературе и были заложены основы литературной критики в
России.
В эти годы Пушкин создал превосходные лирические
произведения: «Зимнее утро», «Я вас любил: любовь
еще, быть может...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Что в имени тебе моем?», «В часы забав иль
праздной скуки...», «Сонет», «Поэту», «Мадона», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). В большинстве стихотворений Пушкина нет тоски, скуки, нет муки.
В них сохраняется печаль, светлая и чистая.
* * *
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829).
В стихотворении отсутствуют яркие и красочные эпитеты.
Только две метафоры — «лежит... мгла» и «сердце... горит», но они привычны, широко употребительны в литературной разговорной речи. Все слова и выражения просты:
«Мне грустно и легко...», «Унынья моего/Ничто не мучит,
не тревожит...», «...Что не любить оно не может». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него не зависит — виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «гореть» и «любить».
Ночному пейзажу в стихотворении соответствует незримый мир души. Оба невидимы. Их соединяет спокойствие, умиротворение. Но состояние природы («ночная
мгла») несходно с переживанием героя («печаль моя
светла»). Вызвано это тем, что природу созерцает наполненная любовью душа. «Сердце... горит и любит», несмотря на то что ему нет ответа. Неразделенная любовь
вызывает печаль, грусть, уныние. Герой испытывает
противоречивые, контрастные настроения — «грустно»
и «легко», «печаль» и «светла».
Для поэта-романтика эти образы и мотивы служили
бы выражением разобщенности героя с возлюбленной и
с миром, одиночества, невозможности достижения идеала. У Пушкина иначе: отсутствие взаимности не вносит
в душу героя разлад, не отдаляет его от мира. Герой
мысленно соединяется с возлюбленной, хотя она и осталась к нему неблагосклонной («Печаль моя полна тобою,/
Тобой, одной тобой...»).
Любовь героя, даже если она безответная, смягчает
страдание, вызванное неразделенностью чувства. Не отменяя ни грусти, ни печали, она рождает новые переживания, обогащается новыми оттенками. Поэт с некоторым удивлением замечает, что «грусть» его «легка», печаль «светла», что «унынья моего/ Ничто не мучит,
не тревожит...». Так появляются необычные поэтические
сращения: «грустно и легко», «печаль моя светла». В них
контрастные чувства сливаются и становятся нераздельными. Поэт примирил противоречия в душе, гармонизировал их и передал гармонические отношения героя с миром. После Пушкина эти, казалось бы, странные сочетания стали обозначать сложные переживания, связанные
с большими чувствами, остающимися неосуществимыми.
Чувство, которое выражено Пушкиным, принадлежит
именно ему. И вместе с тем в этом конкретном чувстве
каждый узнает нечто ему близкое. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщен духовный опыт Пушкина. В жизни каждое чувство сопряжено с массой несущественных потребностей. В лирике оно преображается,
очищаясь от всего постороннего и потому ненужного.
Вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке. Многие композиторы
обращались к этому пушкинскому шедевру.
Теми же свойствами благородной простоты, высокого
ума и нежного чувства отмечено и стихотворение «Я вас
любил...».
* * *
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
«Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829).
Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Так и в этом произведении. Но в отличие от
стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная
мгла...» в восьмистишии нет умиротворенности. Здесь
чувство Пушкина тревожно, любовь его еще не остыла,
она живет в нем. Светлая печаль вызвана безответной
любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет: «Я вас
любил...» Поэт раскрывает перед любимой, но не любящей его женщиной, как была сильна и благородна его
любовь:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно...
В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству — самоотвержения. Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой
женщины ему дороже своего неразделенного чувства: «Я
не хочу печалить вас ничем». Он желает любимой полного счастья («Как дай вам Бог любимой быть другим») и
одновременно возводит свою любовь в такую высокую степень, которой не может достичь никакая другая любовь.
Совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувства любимой женщины
и вместе с тем сила любви поэта превращают это стихотворение в одно из самых пленительных созданий пушкинского гения. Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно,
тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
Вопросы и задания
Какое из стихотворений о любви кажется Вам более сильным, более полно выражающим чувства автора?
Выучите одно из этих стихотворений наизусть, оттенив при
чтении очарование поэта красотой, бескорыстие в любви.
Объясните слова и словосочетания: печаль моя светла,
сердце вновь горит, не хочу печалить, любил безмолвно,
безнадежно, то ревностью, то робостью томим. Попробуйте защитить выбор поэтом именно этих, а не других
слов для выражения самого высокого чувства человека —
чувства любви.