«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
Поразмышляем вместе
Глубокий общественно-философский и исторический
смысл в стихотворении «Бесы» заключается в том, что
в творческом сознании Пушкина укрепилась мысль о необходимости прочного союза между дворянством и крестьянством, и поэт ищет основания для сближения дворянина и народа. В «Бесах» оба участника бытовой сцены и исторического движения не знают верной дороги и
оба совлекаются с правильного пути миражами и соблазняющими их призраками, представшими в стихотворении как бесовское наваждение. При этом оба испытывают одинаковые чувства, им свойственны одни и те же
переживания совершающегося хаоса, творящейся вокруг
бессмыслицы. Пушкин имел в виду не только свою личную судьбу, но судьбу всей России, исторические пути
которой ему также были неясны и, может быть, даже
более неопределенны, чем личная судьба.
К этому надо добавить, что всю композицию, всю
структуру стихотворения, все его художественное пространство организует образ дороги. Он связан как с фольклорной, так и с книжной литературной традицией. В
композиционно-образном строе стихотворения подчеркнуты нарастание хаоса, усиливающаяся бессмысленность
происходящего и углубление щемящей тоски, перерастающей в душевный надрыв, вызванный неспособностью
охватить разумом, понять и дать себе отчет в происходящем, сравните со строками: «Я понять тебя хочу,/
Смысла я в тебе ищу» («Стихи, сочиненные ночью во
время бессонницы»).
Из хаотической бессмысленности произвольно выхватываются отдельные видения. Они то угрожают, то
вселяют тоску одиночества и беспомощности, то дразнят миражами. Лишь некоторые из видений несут какой-то смысл. Так, наряду с темой исторических путей личности в России прочитывается общечеловеческая, общефилософская тема заблудшего человека,
обуреваемого враждебными ему силами зла и рока, и
угадывается намек на неясность пути человечества и
исторического пути России («Сбились мы. Что делать
нам!»). Можно сказать, что вопрос «Что делать?» первым поставил не Чернышевский, а именно Пушкин.
Рефреном проходят строки «Мчатся тучи, вьются тучи . . . » , в которых выражено торжество разбушевавшейся стихии. Даже природа и духи, внушающие
страх, тяготятся неразумностью и страдают («вьюга
плачет», духи «жалобно поют»), подчиняясь неуправляемому хаосу. Иррациональность жизни рождает в
лирическом « я » переживания, сходные с теми, которые свойственны природе и духам («Визгом жалобным
и воем/Надрывая сердце м н е . . . » ) . Но это одновременно означает, что герой (и автор) причастен ко всему
бытию, ко всей вселенной. Он укоренен в родной земле, в быте родного края, и остро чувствует как тайны
космоса, так и угрожающую ему и всему человечеству враждебную, иррациональную хаотическую стихию.
Пушкин, привыкший светлым разумом постигать
смысл жизни, передает в «Бесах» внезапное бессилие
ума, известную растерянность заблудившегося в бесконечности вселенной человека, не могущего понять представшую его глазам хаотическую действительность, лишенную порядка и стройности. Поэт не страшился стихии и отважно бросался в схватку с ней. Страх, о
котором он писал в «Бесах», вызван прежде всего ощущением, пусть временным и быстро прошедшим, неразумности действительности и, главное, ее неподатливости разумному объяснению, относительной беспомощности разума. Угроза непонимания мира равносильна
угрозе сойти с ума. Такой человек и такое сознание, лишенные способности понять и объяснить жизнь, оказываются во власти страха и вызывают сердечную жалость
и сочувствие. Бессилие разума, вследствие чего человек
становится духовно беспомощен, отчаянно слаб, достоин
искреннего и сердечного сочувствия, которое не может
не испытывать поэт ни к себе, ни к своим героям, ни даже к враждебным ему существам.
Мысль о временном бессилии ума, рождающая тягостный душевный надрыв, внезапно поразила Пушкина,
и с тех пор он не однажды возвращался к ней. Но поэт сопротивлялся хаосу действительности, доверясь
своему ясному и светлому уму. На другой день после
«Бесов», как известно, была написана «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), где теме неугасимого
и побеждающего в конце концов разума отведено почетное место:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
Вопросы и задания
Как через колдовское кружение метели создается ощущение неразумности происходящего и смятение души? Назовите картины, которые создают это кружение.
Повторение слов, звуков усиливает ощущение смятения души . Какие же слова, звуки повторяются в стихотворении?
Подготовьте выразительное чтение стихотворения вслух,
чтобы по-настоящему ощутить музыку этого произведения.