Лермонтовский Печорин
(тут он в известной мере «брат» по судьбе пушкинского
Онегина; фамилии у них образованы от названия рек —
Онега и Печора) полон скуки и страдания. Он тоскует
оттого, что душа его преждевременно остыла, охладела,
оттого, что ему все заранее известно. Печорин, как и герой лирики Лермонтова, не ждет от жизни ничего,
но готов броситься на зов чувства и ощутить душевный
подъем, пока не остынет жар сердца, пока не будет утолена жажда жизни, пока еще веет свежестью чувств, по-
ка разъедающий, скептический ум демонического героя,
все подвергающий беспощадному и строгому анализу,
не заморозит сердце и не уймет волнение страстей.
Сознание Печорина наделено главной способностью —
скептическим анализом, который выступает и как неоспоримое достоинство героя, и как мучение, наносящее
ему неизгладимые душевные раны. Сильные и слабые,
«светлые» и «темные» стороны героя взаимно обусловлены, неотделимы друг от друга и способны перетекать
одна в другую.
Автор не знает, кто Печорин — «герой» или «злодей». Он не осуждает и не оправдывает Печорина, воздерживаясь от утверждения и от отрицания. Суть позиции автора состоит в том, что, наблюдая за Печориным,
он раскрывает его душу посредством изображения самоанализа героя. В ходе самоанализа Печорин подвергает
сомнению и отрицанию все духовные ценности. Лермонтов обращается к таким духовным ценностям, которые
наиболее личны, являясь внутренним достоянием человека.
Ценностями, не зависящими от любых посторонних соображений, в литературе всегда выступали любовь
и дружба. Печорин подвергает анализу свои отношения
с людьми. Все его дружеские связи непрочны. Сомнение
Печорина касается трех типов любви: естественной
(Бэла), романтической («ундина») и светской (княжна
Мери). Каждый раз любовь приводит к краху, и Печорин снова разочаровывается, не находя желаемого идеала. В «Бэле» он влюбляется в естественную, «дикую»
горскую девушку и добивается взаимности, в «Княжне
Мери» он влюбляет в себя светскую девушку, чистую
и еще не испорченную влиянием света, но сам не любит
ее и остается холоден, в «Тамани» он романтически
увлечен девушкой-контрабандисткой, вольной дочерью
природы, но та не любит его и готовит ему гибель.
Ушедшая, непроснувшаяся и неразделенная любовь —
таковы итоги приключений героя.
Печорин с искусством
ведет любовную игру, ставит остроумные и порой опасные эксперименты над чужими душами, управляет ходом опытов, судьбами душ и нередко добивается желаемых результатов. Однако его любовные приключения
в конечном итоге всегда терпят полное крушение. Игрой
Печорина управляет рассудок, и женщинам уготована
роль неминуемых жертв.