-->

Учебник для 8 класса (Часть 2)

Литература

       

Вопросы и задания по рассказу «Фотография, на которой меня нет»

  1. Чем для жителей села стал приезд фотографа? Какие детали поведения сельчан подтверждают ваш вывод?
  2. Зачем рассказчик и Санька пошли кататься на увал? Каковы последствия этого катания?
  3. Какие особенности характера бабушки проявляются в повседневной жизни? Какие детали это передают?
  4. Какое время воспроизведено в рассказе? По каким приметам вы это определили?

  1. Какие детали в рассказе передают отношение жителей села к учителю? В чём причина такого отношения?
  2. Приведите примеры, по которым можно судить о влиянии учителя на сельчан.
  3. В чём основа взаимного уважения учителя, деревенских жителей, учеников?
  4. Каким запомнил своего учителя герой рассказа?
  5. Почему рассказчику дорога фотография, на которой его нет?
  6. Назовите просторечия и диалектные слова, передающие своеобразие речи сельских жителей.
  7. Прочитайте фразы:
    1. «Народные приметы не знают границ и расстояний»;
    2. «...фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово „учитель"».

    Какие основания были у писателя, чтобы прийти к таким выводам?

  8. В рассказе представлены два типа отступлений. Назовите их и определите их художественную роль.

Живое слово

Из приведённых высказываний В.П. Астафьева найдите одно, которое станет эпиграфом вашего сообщения. Тему сообщения сформулируйте самостоятельно.

«...Если в жизни будет трудно, если случится беда, надо бежать не от людей, а к людям».

«Война во сне очень меленая, но она всегда заканчивается благополучно. Иной раз за ночь убьют раз десять, но всё равно проснёшься. Во сне воевать ничего, можно».

«...Тому, кто любил и был любим, счастье есть и сама память о любви, тоска по ней и раздумья о том, что где-то есть человек, тоже о тебе думающий, и, может, в жизни этой суетной, трудной и ему становится легче средь серых будней, когда он вспомнит молодость свою - ведь в памяти друг дружки мы так навсегда и останемся молодыми и счастливыми».

«И никто и никогда не повторит нашей ни молодости, ни нашего счастья, которое кто-то назвал „горьким". Нет-нет, счастье не бывает горьким, неправда это! Горьким бывает только несчастье».

«Матери, матери! Зачем вы покорились дикой человеческой памяти, примирились с насилием и смертью? Ведь больше всех, мужественней всех страдаете вы в своём первобытном одиночестве, в своей священной и звериной тоске по детям».

«Ушёл человек, и жизнь на этом месте остановилась».

«Но уж так устроен человек: пока он жив - растревожен по работает его сердце, голова, вобравшая в себя не только груз собственных воспоминаний, но и память о тех, кто встречался на росстанях жизни и навсегда канул в бурлящий людской водоворот либо прикипел к душе так, что уж не оторвать, не отделить ни боль его, ни радость от своей боли, от своей радости».

«Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это ещё и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность пашу - всё наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда. И ещё: какие бы они ни были, большие, умные, сильные, они всегда нуждаются в нашей защите и помощи. И как подумаешь: вот скоро умирать, а они тут останутся одни, кто их, кроме отца и матери, знает такими, какие они есть? Кто их примет со всеми изъянами? Кто поймёт? Простит?»

«...Радость кратка, преходяща, часто обманчива, печаль вечна, благотворна, неизменна. Радость сверкнёт зарницей, нет, молнией скорее и укатится перекатным громыханьем. Печаль светит тихо, как иеугаданная звезда, но свет этот не меркнет ни днём, ни ночью, рождает думы о ближних, тоску по любви, мечты о чём-то неведомом, то ли о прошлом, всегда томительно-сладком, то ли о заманчивом и от неясности пугающе-притягательном будущем. Мудра, взросла печаль - ей миллионы лет, радость же всегда в детском возрасте, в детском обличье, ибо всяким сердцем ома рождается заново, и чем дальше в жизнь, тем меньше её, ну вот как цветок - чем гуще тайга, тем они реже».

После уроков

  1. Подготовьте выставку «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В. П. Астафьева).
  2. Подготовьте литературный вечер «Музы не молчали» по материалам произведений русских писателей о войне.

Рейтинг@Mail.ru

Содержание