-->

Учебник для 9 класса (часть 2)

Литература

       

Романсы и песни

      Александр Сергеевич Пушкин
      1799—1837

      Муз. Н. Титова, А. Верстовского, А. Рубинштейна и др.

      Певец

      Слыхали ль вы за рощей глас ночной
      Певца любви, певца своей печали?
      Когда поля в час утренний молчали,
      Свирели звук унылый и простой
      Слыхали ль вы?

      Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
      Певца любви, певца своей печали?
      Следы ли слез, улыбку ль замечали,
      Иль тихий взор, исполненный тоской,
      Встречали ль вы?

      Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
      Певца любви, певца своей печали?
      Когда в лесах вы юношу видали,
      Встречая взор его потухших глаз,
      Вздохнули ль вы?

      Евгений Абрамович Баратынский
      1800—1844

      Муз. М. Глинки и др.

      Разуверение

      Не искушай меня без нужды
      Возвратом нежности твоей:
      Разочарованному чужды
      Все оболыценья прежних дней!
      Уж я не верю увереньям,
      Уж я не верую в любовь
      И не могу предаться вновь
      Раз изменившим сновиденьям!
      Слепой тоски моей не множь,
      Не заводи о прежнем слова
      И, друг заботливый, больного
      В его дремоте не тревожь!
      Я сплю, мне сладко усыпленье;
      Забудь бывалые мечты:
      В душе моей одно волненье,
      А не любовь пробудишь ты.

      Федор Иванович Тютчев
      1803—1873

      Муз. И. Москвина

      К.Б.

      Я встретил вас — и всё былое
      В отжившем сердце ожило;
      Я вспомнил время золотое —
      И сердцу стало так тепло...

      Как поздней осени порою
      Бывают дни, бывает час,
      Когда повеет вдруг весною
      И что-то встрепенется в нас,—

      Так, весь обвеян дуновеньем
      Тех лет душевной полноты,
      С давно забытым упоеньем
      Смотрю на милые черты...

      Как после вековой разлуки
      Гляжу на вас, как бы во сне,—
      И вот — слышнее стали звуки,
      Не умолкавшие во мне...

      Тут не одно воспоминанье,
      Тут жизнь заговорила вновь,—
      И то же в вас очарованье,
      И та ж в душе моей любовь!..

      Михаил Юрьевич Лермонтов
      1814—1841

      Муз. М. Виельгорского, А. Даргомыжского и др.

      Отчего

      Мне грустно, потому что я тебя люблю,
      И знаю: молодость цветущую твою
      Не пощадит молвы коварное гоненье.
      За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
      Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
      Мне грустно... потому что весело тебе.

      Алексей Константинович Толстой
      1817—1875

      Муз. П. Чайковского и др.

      * * *

      Средь шумного бала, случайно,
      В тревоге мирской суеты,
      Тебя я увидел, но тайна
      Твои покрывала черты;

      Лишь очи печально глядели,
      А голос так дивно звучал,
      Как звон отдаленной свирели,
      Как моря играющий вал.

      Мне стан твой понравился тонкий
      И весь твой задумчивый вид,
      А смех твой, и грустный и звонкий,
      С тех пор в моем сердце звучит.

      В часы одинокие ночи
      Люблю я, усталый, прилечь —
      Я вижу печальные очи,
      Я слышу веселую речь,

      И грустно я так засыпаю,
      И в грезах неведомых сплю...
      Люблю ли тебя — я не знаю,
      Но кажется мне, что люблю!

      Афанасий Афанасьевич Фет
      1820—1892

      Муз. П. Чайковского

      * * *

      Я тебе ничего не скажу
      И тебя не встревожу ничуть,
      И о том, что я молча твержу,
      Не решусь ни за что намекнуть.

      Целый день спят ночные цветы,
      Но лишь солнце за рощу зайдет,
      Раскрываются тихо листы
      И я слышу, как сердце цветет.

      И в больную, усталую грудь
      Веет влагой ночной... я дрожу,
      Я тебя не встревожу ничуть,
      Я тебе ничего не скажу.

      Владимир Александрович Соллогуб
      1813—1882

      Муз. Э. Направника

      Серенада (Н. М. Языкову)

      Закинув плащ, с гитарой под рукою,
      К ее окну пойдем в тиши ночной,
      И там прервем мы песнью молодою
      Роскошный сон красавицы младой.
      Но не страшись, пленительная дева,
      Не возмутим твоих мы светлых снов
      Неистовством бурсацкого напева
      Иль повестью студенческих грехов.

      Нет, мы поем и тихо и смиренно
      Лишь для того, чтоб слышала нас ты,
      И наша песнь — как фимиам1 священный
      Пред алтарем богини красоты.
      Звезда души! Богиня молодая!
      Нас осветил огонь твоих очей,
      И голос наш, на сердце замирая,
      Любви земной не выразит речей.

      Мы здесь поем во тьме весенней ночи;
      Ты ж, пробудясь от шума голосов,
      Сомкнешь опять мечтательные очи,
      Не расслыхав воззванья бурсаков;
      Но нет... душой услышав серенаду,
      Стыдясь во сне... ты песнь любви поймешь
      И нехотя ночным певцам в награду
      Их имена впросонках назовешь.


1 Фимиам — благовонное вещество, сжигаемое при богослужении.

      Алексей Александрович Сурков
      1899—1983

      Муз. К. Листова

      Софье Кревс

      Бьется в тесной печурке огонь.
      На поленьях смола, как слеза,
      И поет мне в землянке гармонь
      Про улыбку твою и глаза.

      О тебе мне шептали кусты
      В белоснежных полях под Москвой.
      Я хочу, чтобы слышала ты,
      Как тоскует мой голос живой.

      Ты сейчас далеко-далеко,
      Между нами снега и снега.
      До тебя мне дойти нелегко,
      А до смерти — четыре шага.

      Пой, гармоника, вьюге назло,
      Заплутавшее счастье зови.
      Мне в холодной землянке тепло
      От моей негасимой любви.

      Константин Михайлович Симонов
      1915—1979

      Муз. И. Блантера

      Жди меня, и я вернусь

      Жди меня, и я вернусь.
      Только очень жди.
      Жди, когда наводят грусть
      Желтые дожди,
      Жди, когда снега метут,
      Жди, когда жара.
      Жди, когда других не ждут,
      Позабыв вчера.
      Жди, когда из дальних мест
      Писем не придет.
      Жди, когда уж надоест
      Всем, кто вместе ждет.

      Жди меня, и я вернусь.
      Не желай добра
      Всем, кто знает наизусть,
      Что забыть пора.
      Пусть поверят сын и мать
      В то, что нет меня,
      Пусть друзья устанут ждать,
      Сядут у огня,
      Выпьют горькое вино
      На помин души...
      Жди. И с ними заодно
      Выпить не спеши.

      Жди меня, и я вернусь
      Всем смертям назло.
      Кто не ждал меня, тот пусть
      Скажет: «Повезло».
      Не понять, не ждавшим, им,
      Как среди огня
      Ожиданием своим
      Ты спасла меня.
      Как я выжил, будем знать
      Только мы с тобой,—
      Просто ты умела ждать,
      Как никто другой.

      Николай Алексеевич Заболоцкий
      1903—1958

      Муз. М. Звездинского

      Признание

      Зацелована, околдована,
      С ветром в поле когда-то обвенчана,
      Вся ты словно в оковы закована,
      Драгоценная ты моя женщина!

      Не веселая, не печальная,
      Словно с темного неба сошедшая,

      Ты и песнь моя обручальная,
      И звезда ты моя сумасшедшая.

      Я склонюсь над твоими коленями,
      Обниму их с неистовой силою,
      И слезами, и стихотвореньями
      Обожгу тебя, горькую, милую.

      Отвори мне лицо полуночное,
      Дай войти в эти очи тяжелые,
      В эти черные брови восточные,
      В эти руки твои полуголые.

      Что прибавится — не убавится,
      Что не сбудется — позабудется...
      Отчего же ты плачешь, красавица?
      Или все это мне только чудится?

      Михаил Львович Матусовский
      1915—1990

      Муз. В. Соловьева-Седого

      Подмосковные вечера

      Не слышны в саду даже шорохи,
      Все здесь замерло до утра.
      Если б знали вы, как мне дороги
      Подмосковные вечера.

      Речка движется и не движется,
      Вся из лунного серебра.
      Песня слышится и не слышится
      В эти тихие вечера.

      Что ж ты, милая, смотришь искоса,
      Низко голову наклоня.
      Трудно высказать и не высказать
      Все, что на сердце у меня.

      А рассвет уже все заметнее.
      Так, пожалуйста, будь добра,
      Не забудь и ты эти летние
      Подмосковные вечера.

      Булат Шалвович Окуджава
      1924 — 1997

      Муз. Б. Ш. Окуджавы

      Пожелание друзьям (Ю. Трифонову)

      Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
      Высокопарных слов не стоит опасаться.
      Давайте говорить друг другу комплименты —
      ведь это все любви счастливые моменты.

      Давайте горевать и плакать откровенно
      то вместе, то поврозь, а то попеременно.
      Не нужно придавать значения злословью —
      поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

      Давайте понимать друг друга с полуслова,
      чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
      Давайте жить, во всем друг другу потакая,—
      тем более что жизнь короткая такая.

      Владимир Семенович Высоцкий
      1938—1980

      Муз. В. С. Высоцкого

      Песня о друге

      Если друг оказался вдруг
      И не друг, и не враг, а так;
      Если сразу не разберешь,
      Плох он или хорош,—
      Парня в горы тяни — рискни! —
      Не бросай одного его:
      Пусть он в связке в одной с тобой —
      Там поймешь, кто такой.

      Если парень в горах — не ах,
      Если сразу раскис — и вниз,
      Шаг ступил на ледник — и сник,
      Оступился — и в крик,—
      Значит, рядом с тобой — чужой,
      Ты его не брани — гони:
      Вверх таких не берут и тут
      Про таких не поют.

      Если ж он не скулил, не ныл,
      Пусть он хмур был и зол, но шел,
      А когда ты упал со скал,
      Он стонал, но держал;
      Если шел он с тобой, как в бой,
      На вершине стоял — хмельной, —
      Значит, как на себя самого
      Положись на него!

      Константин Яковлевич Ваншенкин
      Родился в 1925 г.

      Муз. Э. Колмановского

      Я люблю тебя, жизнь (М. Бернесу)

      Я люблю тебя, жизнь,
      Что само по себе и не ново.
      Я люблю тебя, жизнь,
      Я люблю тебя снова и снова.

      Вот уж окна зажглись,
      Я шагаю с работы устало.
      Я люблю тебя, жизнь,
      И хочу, чтобы лучше ты стала.

      Мне немало дано:
      Ширь земли и равнина морская,
      Мне известна давно
      Бескорыстная дружба мужская.

      В звоне каждого дня
      Как я счастлив, что нет мне покоя!
      Есть любовь у меня.
      Жизнь, ты знаешь, что это такое.

      Как поют соловьи,
      Полумрак, поцелуй на рассвете.
      И вершина любви —
      Это чудо великое — дети!

      Вновь мы с ними пройдем
      Детство, юность, вокзалы, причалы.
      Будут внуки потом,
      Все опять повторится сначала.

      Ах, как годы летят,
      Мы грустим, седину замечая.
      Жизнь, ты помнишь солдат,
      Что погибли, тебя защищая?

      Так ликуй и вершись
      В трубных звуках весеннего гимна!
      Я люблю тебя, жизнь,
      И надеюсь, что это взаимно!

Вопросы и задания

  1. Какие из прочитанных романсов Вы включили бы в свои семейные вечера?
  2. О. С. Дзюбинская говорит о том, что каждый романс или песня — о любви и разлуке, доброте и печалях, невзгодах, об одиночестве... Постарайтесь определить, о чем каждый из включенных в Ваш учебник романсов.
  3. Назовите несколько романсов, которые любят Ваши родители, родственники и друзья. Расскажите, чем это произведение привлекает Ваших близких (особым выражением чувств — радости или грусти, печали или веселья, музыкальностью и т. д.).
  4. Кто из композиторов, написавших музыку к романсу. Вам известен? Что Вы о нем знаете?
  5. Вспомните стихотворения русских поэтов XIX и XX веков о любви. Какие из них послужили или могли бы послужить основой для романса? (Приведите один или два примера.)
  6. Подготовьте вечер русских романсов (рассказы о поэтах и композиторах, исполнение романсов).

Рейтинг@Mail.ru

Содержание