В центре романа «Герой нашего времени» — личность исключительно одаренная и масштабная,
обладающая сильным и прозорливым умом, твердой волей и другими ценными качествами. Однако эта выдающаяся личность порождена индивидуалистическим веком
и впитала в себя все его свойства. Крайний индивидуализм вошел в плоть и кровь лермонтовского героя, но из
двух слагаемых — одаренная личность и индивидуалист — последнее победило первое, подчинило и преобразило «светлое» начало души Печорина, который не может
достойно проявить свои возможности и реализовать их.
Индивидуалист Печорин стал препятствием для воплощения в жизнь лучших сторон более чем незаурядного героя. И это подчеркнуто любовной линией Печорин — Вера. Герои любят друг друга, и ценность любви могла бы
осуществиться в их союзе. Но в том-то и дело, что нравственный идеал все время ускользает и оказывается недостижимым. Печорин проверяет ценность людей в своих
жестоких опытах. Но в чем состоят законы, стоящие над
ним и управляющие его поведением, он узнать не может.
И об этом прямо сказано в повести «Фаталист».
Нравственной проверке героя подвергается судьба
других людей, которые выступают мерилом внутренней
состоятельности его личности. Здесь Печорин также
терпит моральное поражение.
Он оказывается виновным
в судьбе Грушницкого, сыграв в ней фатальную роль
и превратившись в убийцу. Невольно, сам того не желая, герой стал злодеем. Зло изначально присуще индивидуализму. При этом оно может не быть результатом
сознательного, продуманного действия, а возникнуть само собой, из самого хода вещей.